Павлов Николай Филиппович
ПАВЛОВ Николай Филиппович родился [17(19).IX. 1803, Москва] в семье дворового помещиков Грушецких — писатель.
В 1811 был отпущен на волю и принят в Московское театральное училище, которое окончил в 1821. Однако актером пробыл недолго. Благодаря покровителю руководителю московских театров Ф. Ф. Кокошкину освободился от театральной службы.
В 1822 поступил на отделение словесных наук Московский университет.
С 1825 служил в Московском надворном суде, а затем в качестве чиновника при московском генерал-губернаторе.
Литературная деятельность Николая Филипповича началась с переводов. Его перевод французской переделки шиллеровской трагедии «Мария Стюарт» вышел в 1825 отдельным изданием. В 20-е гг. в альманахе «Мнемозина», в журнале «Московский телеграф», «Московский вестник», «Галатея» и других печатаются стихи Павлова Н. Ф.
В 1831 выступил как первый русский переводчик Бальзака, опубликовав в «Телескопе» переводы повестей «Вендетта» и «Бал в Со, или Пэр Франции» (под названием «Мщение» и «Невеста-аристократка»). Широкую известность Павлову принесли его «Три повести» (1835), отличавшиеся остротой социального содержания. Они получили высокую оценку Пушкина, Белинского, Чаадаева, Тютчева и других. В правящих же сферах книга вызвала возмущение и тревогу. Николай I обратил особое внимание на повесть «Ятаган», в которой изображались нравы военной среды. В своей резолюции на докладной записке министра народного просвещения Уварова царь отметил, что в повести «смысл и цель прескверные». На виновных в пропуске книги цензоров было наложено взыскание, а книгу запрещено было перепечатывать.
В 1839 вышли «Новые повести», однако они не имели такого успеха.
В 1837 Николай Филиппович женился на дочери профессора Медико-хирургической академии, поэтессе и переводчице Каролине Яниш, оказавшейся к тому времени наследницей значительного состояния. Женившись, он превратился из малообеспеченного литератора в богатого московского барина, получившего возможность жить на широкую ногу.
В доме Павловых в 40-х гг. собиралось многочисленное литературное общество, здесь встречались и спорили западники и славянофилы. Писательская работа Павлова оттесняется на задний план другими занятиями, в частности хозяйственно-предпринимательской деятельностью (устройством суконной фабрики и т. п.). Самым значительным литературным выступлением Николая Филипповича в 40-е гг. были его письма к Гоголю по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», вызвавшие одобрение Белинского и перепечатанные по его инициативе в «Современнике». У начальства Павлов продолжал пользоваться репутацией опасного либерала.
В 1853, воспользовавшись жалобой, поданной на Павлова его тестем, московский генерал-губернатор приказал арестовать автора «Трех повестей». Николай Филиппович был сослан в Пермь, а по возвращении из ссылки находился под строжайшим надзором полиции.
В 50-х гг. активно выступает как критик и публицист. Его разбор комедии графа Соллогуба «Чиновник» был высоко оценен Чернышевским, назвавшим статью «прекрасным примером истинной художественной критики».
В статье «Статский — армейцу» (1859) Николай Филиппович вступил в полемику с реакционными критиками, нападавшими на «Военный сборник» под редакцией Чернышевского, и защищал право литературы на то, чтобы «представлять предмет или событие в настоящем виде, без прикрас».
Последний этап деятельности Николая Филипповича связан с изданием им газеты «Наше время» (1860—63) и «Русские ведомости» (1863— 64). В борьбе между реакцией и революционно-демократическим лагерем он сначала пытался занять среднюю линию, а затем выступил как ревностный противник революционных демократов, в результате чего приобрел поддержку со стороны правительства. «Современник», «Искра» и других журналы демократического направления резко нападали на Павлова, зло высмеивая его в многочисленных эпиграммах, пародиях и карикатурах как «либерала в отставке», ставшего союзником самодержавия. С исключительной резкостью против Павлова не раз выступал и Герцен в своем «Колоколе».
В истории литературы главный след Николай Филиппович оставил своими повестями, привлекавшими внимание к больным вопросам тогдашней общественной действительности.
В повести «Именины» он с сочувствием изображал судьбу крепостного музыканта, мучительно переживавшего свое приниженное положение и не пожелавшего с ним примириться.
Повесть «Ятаган» запечатлела трагедию бесправного человека, носящего солдатскую шинель и целиком зависящего от произвола начальников.
И в менее ярких повестях второй книги ( в «Миллионе» и в «Демоне») писатель срывал маски с современного ему светского и чиновно-бюрократического общества, показывая, что в нем господствуют холодный эгоизм, корыстные расчеты, продажность, что здесь делают карьеру и добиваются успеха самыми отвратительными средствами. Это вызвало нападки на «Новые повести» со стороны Булгарина, который обвинил автора в том, что он «возводит небылицы на род человеческий». Для повестей Павлова Н.Ф. характерно стремление к углубленному психологическому анализу (особенно переживаний, связанных с социальными отношениями и конфликтами). Заботясь об отточенности и эффектности слога, он иногда впадает в манерность. В его стиле можно отметить черты прежней романтической литературной традиции с ее «поэтической прозой», но общая направленность его повестей была реалистическая. Павлов Николай Филиппович явился одним из зачинателей русской социально-психологической повести, оказавшись в известной мере предшественником таких мастеров реалистической художественной прозы, как Лермонтов и Достоевский.
Умер - [29.III(9.IV). 1864], Москва.