Понедельник
07.10.2024, 21:18
Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Регистрация Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Март » 29 » Ольга генриховна иордан. Санкт-Петербургские Ведомости - Наследие - Звезда Мариинского театра
13:38

Ольга генриховна иордан. Санкт-Петербургские Ведомости - Наследие - Звезда Мариинского театра





ольга генриховна иордан

Выпуск № 171 от 06.09.2013
Звезда Мариинского театра
Прима-балерина Ольга Иордан обладала железной волей и добрым сердцем
Людмила ВОЛЧИК

В истории Мариинского театра немало выдающихся исполнителей. Среди них достойное место занимает прима-балерина Ольга Генриховна Иордан. Когда в 1925 году она, одна из лучших учениц А. Я. Вагановой, оказалась в балетной труппе Мариинки (с 1935 года – Театр оперы и балета имени С. М. Кирова), стало ясно, что родилась новая звезда...

Ольга Генриховна Иордан в партии Заремы в «Бахчисарайском фонтане» (1935 г.). Ольга Иордан появилась на свет 18 мая 1907 года в Петербурге. Ее мать Ираида Ивановна Осечкина происходила из купеческой семьи средней руки. Отец Генрих Вильгельмович Иордан, обрусевший немец, работал, как сейчас бы сказали, простым госслужащим. Ираида Ивановна рано овдовела и своих дочерей Ольгу и Лидию вырастила практически одна.

С малых лет Ольга была непоседой. Однако это не означало, что она была неусидчивой и не могла спокойно сидеть за партой или письменным столом и заниматься школьными предметами. Нет, в этом отношении у Ираиды Ивановны с Ольгой не было проблем. Непоседливость состояла в другом: Ольга все время была в движении; в свободное от занятий время она выполняла какие-то прыжки, пируэты, придумывала различные танцы и что-то или кого-то постоянно изображала. Все это навело Ираиду Ивановну на мысль отдать дочь в хореографическое училище (ныне – Академия русского балета им. А. Я. Вагановой). Как выяснилось впоследствии, Ираида Ивановна попала в точку.

В училище Ольге повезло: она оказалась в классе знаменитой танцовщицы и педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. Это был период расцвета училища, когда в нем параллельно с Ольгой учились и другие будущие звезды балета: Галина Уланова, Марина Семенова, Наталья Дудинская.

По окончании училища в 1925 году Ольгу Иордан пригласили в балетную труппу Мариинского театра, где она вскоре стала одной из ведущих солисток балета. Ольга танцевала страстно, безупречно владела техникой классического танца. Ее танец отличался широтой и размахом, большой эффектностью и даже, как писали критики тех лет, творческим апломбом.

Несмотря на молодость, Ольга была первой исполнительницей партий Дивы в «Золотом веке», Жанны в «Пламени Парижа», Панночки в «Тарасе Бульбе», Девы-Красы в «Весенней сказке». Выступала она также и во многих других партиях: Царицы вод («Конек-Горбунок»), Феи бриллиантов («Спящая красавица»), Заремы («Бахчисарайский фонтан») и др. В 1939 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В том же году Ольга Генриховна выходит замуж за художника-декоратора Дмитрия Зеленкова. Недолго длилось их семейное счастье: вскоре Дмитрия призвали на военную службу и отправили на советско-финскую войну, а в 1941 году он погиб в самом начале Великой Отечественной...

В 1941-м Кировский театр эвакуировали в Пермь, где возникла Ленинградская, или Вагановская, школа балета. Ольга Генриховна из-за болезни матери отказалась покидать родной Ленинград и всю блокаду оставалась в городе. С группой актеров она выезжала в расположение ближайших воинских частей Ленинградского фронта и участвовала там в концертах. Кроме того, Ольга Иордан создала свою небольшую балетную труппу, выступавшую в тяжелых блокадных условиях. Голодные и окоченевшие от холода артисты самоотверженно трудились, не жалея своих сил.

В блокадном городе у неутомимой труженицы Ольги Иордан открылась новая грань мастерства – талант балетмейстера. В 1942 году она возобновляет балет «Эсмеральда», а в 1943 году ставит балет «Конек-Горбунок».

В 1944 году Кировский театр вернулся из эвакуации, и Ольга Генриховна снова выступает в старых и новых спектаклях. В это время она создает первый в истории классического балета экспериментальный класс, в который принимают девочек не с пяти лет, а с десяти. Очень многие сомневались в успехе небывалого начинания, но Иордан знала, что делает: выпускницы ее класса в дальнейшем стали солистками балета в ведущих театрах страны.

В 1945 году героиня нашего рассказа выходит замуж за солиста оперы Кировского театра заслуженного артиста РСФСР Ивана Алексеевича Нечаева (лирический тенор). Стоит отметить редчайшую ситуацию: муж и жена, то есть оперный певец Нечаев и балерина Иордан, встретились в сцене «Вальпургиевой ночи» в «Фаусте». Кстати, сцену «Вальпургиевой ночи» поставила сама Ольга Генриховна.

После войны активная творческая деятельность Ольги Иордан продолжалась. В 1945 году она поставила в Малом театре балет «Итальянское каприччио» на музыку П. И. Чайковского; в том же году вновь появилась на сцене Кировского театра в качестве солистки балета...

Ольга Иордан танцевала со многими партнерами, но наиболее известными и знаменитыми из них были Владимир Преображенский (с 1935 года в Большом театре), Вахтанг Чабукиани (с 1944 года в Большом театре) и Константин Сергеев. В паре с последним она завершила свою сценическую деятельность в Кировском театре в балете «Весенняя сказка». Это было в 1950 году.

В характере Ольги Генриховны было удивительное сочетание редко совместимых человеческих качеств: целеустремленности, железной воли, в то же время она обладала добрым и отзывчивым сердцем. Потеряв при родах своих детей (двойню), Ольга Иордан всю жизнь помогала чужим детям и всем, кто к ней обращался с различными просьбами. Во время блокады она спасла от смерти многих детей, устраивая их в больницы, другим помогла в эвакуации. А весной 1942 года Ольга Генриховна организовала эвакуацию целого детского дома.

В 1950 году Ольга Иордан перешла на работу преподавателем Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой. Помимо общей группы она вела занятия и с группами из национальных республик – Бурятии и Киргизии. В 1956 году Иордан пригласили для постановки балетов в оперные театры Улан-Удэ и Фрунзе, в 1959 году – в Варшаву преподавать в балетной школе. В Ленинграде она готовит балерину-англичанку для Лондонского оперного театра.

Ученицы Ольги Иордан постоянно участвовали во всесоюзных конкурсах молодых артистов балета. На одном из таких конкурсов присутствовала министр культуры Екатерина Фурцева. Она пригласила Ольгу Генриховну на работу в Москву, однако та сразу же переехать в столицу не могла из-за болезни мужа. Переезд состоялся только в 1962 году после смерти Ивана Алексеевича.

В 1962 – 1969 годах Ольга Иордан преподает в Московском хореографическом училище и параллельно работает педагогом-репетитором в Большом театре. В 1969 году из-за болезни матери ей пришлось вернуться в Ленинград. Здесь она снова работала преподавателем в родном училище...

Ольга Иордан ушла из жизни 28 мая 1971 года, через два года после смерти матери (Мамиши). По воле судьбы она умерла в том же доме № 4 по улице Дзержинского (теперь Гороховая), где жила ее знаменитая учительница Агриппина Яковлевна Ваганова. Похоронили Ольгу Иордан на Богословском кладбище рядом с могилой матери и мужа, на могиле которого стоит памятник с надписью, сделанной самой Ольгой Генриховной: «Забудет мир меня, но ты...». Это слова из арии Ленского из «Евгения Онегина» – любимой партии Ивана Алексеевича Нечаева.


Фото из архива И. В. Мозжухиной, племянницы О. Г. Иордан



Источник: www.spbvedomosti.ru
Просмотров: 1144 | Добавил: oncesce | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz